Тренинг «Профилактика учебного стресса»

Статья 2013 года, не теряющая своей актуальности и сегодня.

Прошлой зимой я проводил тренинг для старшеклассников направленный на профилактику учебного стресса и экзаменационного стресса как одного из элементов образовательного процесса. Если для девятиклассников, как показывает опыт, ГИА не вызывает опасений, то вот ЕГЭ в старших классах у некоторых школьников вызывает серьезные проблемы прежде всего в психоэмоциональном плане. Вот для них мною и был специально разработан тренинг. 

Всего в группе принимало участие шесть старшеклассниц (девочки вообще гораздо чаще  и охотнее приходят на тренинги ), для которых тема совладания со стрессом оказалась наиболее близка.

Целями группы было снятие эмоционального напряжения, овладение умениями самопомощи и саморегуляции.

Длительность всей программы шесть часов.

В ходе работы группы применялись техники арт-терапии, такие как мандалы, библиотерапия, спектрокарты; техники НЛП; техники образовательной кинесиологии и традиционные для тренингов игры и психогимнастические упражнения.

Работа группы состояла из нескольких этапов:

  1. этап адаптации и работы с целями;
  2. этап работы с личностными ресурсами;
  3. этап подведения итогов и завершения работы группы.

На этапе адаптации участники знакомились с особенностями работы группы, устанавливался регламент работы и правила поведения в группе. На этом этапе наряду с техниками арт-терапии применялись техники социально-психологического тренинга.

Особое внимание уделялось работе с целями участников. К целям предъявлялись следующие требования – они должны быть достижимы, сформулированы в поведенческих терминах, должны быть «экологичными», т.е. вести к позитивным изменениям в  социальной ситуации и соответствовать ей. Цели участников тренинга касались психических состояний в ситуации сдачи экзаменов (например, предстартовое волнение), подготовки к экзаменам. Желаемыми состояниями участников были: спокойствие, уверенность, контроль эмоций.

Также на этом этапе внимание уделялось когнитивным и телесным элементами этих состояний и разнице между желаемыми и не желаемыми состояниями. Для этого применялись спектрокарты и мандалы.

Цель работы на следующем этапе заключалась в определении участниками способов совладания с негативными жизненными ситуациями, способов самоподдержки в стрессовых ситуациях; поиске и закреплении личностных ресурсов на уровне тела; работе с когнитивными аспектами личностных ресурсов и выявления ситуаций, где воздействие стресса минимально или отсутствует; работе с убеждениями.

На этом этапе активно применялись техники арт-терапии, техники образовательной кинесиологии, техники соматической психотерапии, техники когнитивной терапии. Важным элементом работы с личностными ресурсами были домашние задания для отработки и закрепления полученного на тренинге материала в повседневной жизни, контроля за происходящими изменениями и обучения навыкам самопомощи.

При обсуждении результатов домашних заданий участники отмечали, что стали увереннее себя чувствовать в ситуациях вызывающих эмоциональное напряжение.

На завершающем этапе деятельности группы работа была направлена на получение обратной связи от участников и от тренера, интеграцию полученного опыта, закрепление полученных в результате тренинга позитивных изменений.

Использовавшиеся техники арт-терапии были направлены на поддержку участников тренинга и сбор обратной связи.

Говоря об эффектах от прохождения тренинга, участники отмечали, что стали увереннее себя чувствовать в ситуациях вызывающих эмоциональное напряжение как в ситуациях учебной деятельности, так и в повседневной жизни вне стен школы. Еще одним эффектом от прохождения программы стало  общее улучшение эмоционального фона, расширение знаний о себе засчет погружения в свой внутренний мир и обучения навыкам самопомощи, а также расширение знаний о других участниках группы.

Как говорилось выше, деятельность в группе была направлена на работу с психологическими состояниями участников — изучение состояний, дифференциация состояний, регуляция состояний и достижение необходимых психологических состояний.

Доступ к необходимым состояниям осуществлялся опосредовано, через работу с рисунками, цветом, фотографиями. Поскольку использование и восприятие цвета обусловлено культурными особенностями, личным опытом, данная работа позволила участникам проанализировать состояния связанные с тем или иным цветом, дифференцировать состояния, а также получить опыт переключения между разными эмоциональными состояния при помощи использования разных цветов. При работе с цветом использовались мандалы, которые способствовали концентрации внимания, погружению в свой внутренний мир, составлению индивидуальной палитры цветовых предпочтений в соответствии с вызываемыми ассоциациями на когнитивном и эмоциональном уровнях.

Работа с фотографией заключалась в использовании спектрокарт, которые засчет неопределенного и неструктурированного содержания позволяли вызвать ассоциации с позитивными и негативными психологическими состояниями, способствовали формулированию целей работы и служили сплочению группы засчет общности целей, схожих затруднений в ситуациях учебного стресса и обогащения собственного репертуара способов преодоления негативных переживаний засчет обмена ими с другими участниками тренинга. Также еще одним эффектом от использования мандал являлось получение участниками новых способов совладания со стрессом путем творческого выражения — создание мандал, занятие фотографией.

Обучение способам регуляции  психологических состояний и достижения желаемых психологических состояний происходило с использованием мандал, когнитивных и соматических  техник саморегуляции, включающих в себя работу с эмоционально образными представлениями, работу с метафорами эмоциональных состояний. В частности, для активизации приятных переживаний, концентрации внимания на своем внутреннем мире применялись мандалы. Мандалы созданные на этом этапе характеризовались как яркими активными цветами, так и спокойными цветами, пастельными оттенками.

Чтобы управлять собственным состоянием в стрессовой ситуации, например, предстартовым волнением, участникам было необходимо при помощи активации позитивных ощущений и адаптивных телесных реакций трансформировать негативные эмоционально-образные представления в менее угрожающие и тревожные.

В процессе выполнения данных упражнений участники отмечали снижение тревожности, повышение настроения более спокойное восприятие ситуации вызывающей эмоциональное напряжение. Описывая опыт применения данных техник вне тренинговой группы, участники отмечали, что стали  увереннее чувствовать себя в ситуациях вызывавших прежде негативные эмоциональные переживания.

На этом работа группы была завершена.

Напишите мне!

Если у вас есть вопросы или нужна консультация - заполните форму, и я свяжусь с вами

Отправляя запрос, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями использования

 
Нужна помощь психолога? Звоните! +7 929 553-45-47