Свобода в бедности: как распределяется время между работой и личной жизнью в ситуации нестабильной и не постоянной, т. н. прекарной занятости? (Тартаковская И. Н. Баланс жизни и труда прекарных работников: гендерные аспекты// Мониторинг об щественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. No 3.С. 163—178. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.10.)
Прекариат автор статьи определяет «наиболее уязвимую социальную группу работников, не имеющих трудовых перспектив и долгосрочных карьерных планов, иными словами, только тех работников, которые составляют ядро нестабильной занятости, оставляя за пределами рассмотрения высококвалифицированных специалистов-фрилансеров»
В исследовании труда таких работников приняли участие мужчины и женщины в возрасте 23 до 58 лет, работающие по устной договоренности, временному трудовому договору (11 месяцев или менее), договору подряда или срочному контракту на протяжении не менее трех лет. Участники исследования преимущественно заняты в сфере услуг, выполняют неквалифицированный или низкоквалифицированный труд, имеют нестабильный заработок и не привязаны к одному рабочему месту.
Мотивы выбора непостоянной занятости.
Автор исследования выделяет два пути прихода к прекарности. Первый путь — это ситуация, когда прекарная занятость является для работников «единственной возможностью хоть как-то зарабатывать на жизнь, при этом они чрезвычайно сожалеют об отсутствии доступа к «нормальной» официальной занятости с постоянным контрактом, социальными выплатами и прочими льготами.» Второй путь — это сознательный выбор в пользу непостоянной занятости.
Главный аргумент ухода в прекариат — привлекательный баланс работы и личной жизни по сравнению с регламентированным рабочим днем. При этом, «специфика прекарных рабочих мест ... заключается ещё и в том, что они легко взаимозаменяемы, за них, как правило, не держатся, и у работников всегда есть надежда найти более лояльного к их пожеланиям работодателя.»
Таким образом, свободный график работы помимо возможности распределять свое время связан с чувством свободы и собственного достоинства.
Довольно мрачно обстоит дело у молодых работников: они «рассматривают свои трудовые перспективы как набор малооплачиваемых и малоперспективных рабочих мест. В этой ситуации возможность оптимизировать, по крайней мере, свой баланс жизни и работы оказывается очень важным аргументом в пользу прекарной занятости — в том числе и потому, что тебе не придется «кланяться, как болванчику», т. е. постоянно общаться со своим руководством и чувствовать от него зависимость. Это своего рода «свобода в бедности», обеспечивающая, по крайней мере, иллюзию автономии в неблагоприятных жизненных обстоятельствах»
Прекарность и представления о будущем
Для работников занятых на непостоянной работе характерна жизнь одним днем: «будущее для наших респондентов не является тем горизонтом, который мог бы определять динамику сегодняшнего дня и влиять на распределение их усилий между разными сторонами жизни. Оно или является фигурой умолчания, или печальной данностью, которую в любом случае не удастся предотвратить.»
Разница между мужчинами и женщинами
«Для мужчин в нашей выборке это возможность свободно организовывать свой досуг, либо ресурс для саморазвития. Хотя это саморазвитие не подчинено никаким конкретным утилитарным целям, оно повышает самооценку респондента и добавляет ему уверенности в себе. Непрестижная и не очень высокооплачиваемая работа позиционируется им лишь как второстепенная сторона жизни, посвященной более интересным для него задачам»
У женщин свободное от работы отводится преимущественно обслуживанию семьи.
Следует отметить, в случае женщин выбор в пользу прекарной занятости часто является результатом внешних ограничений, т. к. работодатели с неохотой берут на работу женщин с детьми.
При этом, у женщин-прекариев имеющих детей присутствует горизонт «будущего», но это будущее рассматривается, как будущее детей, инвестиция, которая даст отдачу.
В настоящем же «респондентки, выстроившие баланс семьи и работы вокруг «семьи» так, что «работа» имеет лишь периферийное значение подработки, вынуждены были заплатить за это деквалификацией и символическим обесцениванием своей роли даже в рамках той самой семьи, которой они принесли в жертву свои профессиональные амбиции.»
Photo by Caleb Stokes on Unsplash