Международная рекрутинговая компания Hays опубликовала исследование мотивации и уровня удовлетворённости работой. По данным исследования людям не нравится, что работа перестала приносить удовлетворение (33 %), им не хватает времени на себя (18 %) и семью (13 %), многие сомневаются, что делают что-то полезное (16 %). За последние три года 79 % опрошенных сотрудников сталкивались с профессиональным выгоранием среди друзей, знакомых или коллег.

Эмоциональное выгорание - это психологический синдром, возникающий как продолжительный ответ на хронические межличностные стрессоры на работе. (Maslach, Leiter, 2016)

Выделяют три ключевых аспекта синдрома выгорания: эмоциональное истощение и переутомление, чувство цинизма и отчуждения от работы, ощущение собственной неэффективности. (Maslach, Leiter, 2016).

В повседневное научное использование термин «выгорание» ввел Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Он использовал его для описания потери мотивации, эмоционального истощения и снижения вовлеченности в работу среди волонтеров, которые помогали пациентам с наркозависимостью в бесплатной клинике Святого Марка в Нью-Йорке.

По определению международной организации труда стресс на рабочем месте - это болезненная физическая и эмоциональная реакция, вызванная нарушением равновесия между сознаваемыми требованиями и имеющимися ресурсами и способностями людей удовлетворять этим требованиям. Стресс зависит от организации труда, трудовых отношений и механизмов взаимодействия. Он возникает в том случае, если требования к работнику не соответствуют или превосходят его возможности, ресурсы или потребности или если знания или способности работника (группы работников) не удовлетворяют ожиданиям, предъявляемым культурой предприятия

Неврастения: выгорание 19-го века?

Неврастения впервые была описана американским неврологом Джорджем Бердом в 1869-м году. В основе этого состояния лежит повышенное истощение нервной энергии, вызванное ускоренным темпом жизни. Отличительной чертой этой новой на тот момент болезни являлось повышенная утомляемость и истощение нервных и физических сил даже при минимальной нагрузке. Благодаря публикациям Берда его идеи получили распространение в Европе, а после Первой мировой войны в Китае и Японии.

Что общего между выгоранием и неврастенией?

Во-первых, один из ключевых симптомов выгорания и неврастении – истощение. Во-вторых, и неврастения, и выгорание – заболевания своего времени. И если неврастения – это результат перехода от сельского общества к индустриальному, то выгорание – это результат перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В-третьих, изначально подчеркивалось, что неврастения имеет «немедицинскую» природу, так и выгорание сейчас отделено от психических заболеваний. Выгорание воспринимается, как нормальный ответ на ненормальную ситуацию. В-четвертых, изначально неврастения и выгорание были «привилегией» высокообразованных и высококвалифицированных классов и работников, однако, по мере роста исследований и неврастения и выгорание «пошли в народ» и были замечены у людей, чей уровень образования и квалификации ниже, а также у работников не занятых в сервисных отраслях экономики. В-пятых, и неврастения, и выгорание стали коммерциализироваться. Появился целый рынок услуг для «больных» неврастенией и выгоранием: курсы, пособия по самопомощи, советы от специалистов и т.д.

Эмоциональное выгорание и депрессия

Существует параллель между распространенностью неврастении в конце 19-го века и распространенностью депрессии в конце 20-го. Современная распространенность депрессии может объясняться тем, что психиатры относят к заболеванию нормальное чувство печали как ненормальное переживание. Со времен публикации DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям Американской психиатрической ассоциации) в 1980-х годах специалисты начали диагностировать депрессию, основываясь на таких общих критериях как подавленное настроение, снижение интересов и усталость, которые длятся как минимум на протяжении двух недель. Но такой подход не учитывает контекст, в котором проявляются указанные симптомы. А этим контекстом может быть работа и, таким образом, может произойти очень сильное совпадение депрессии и выгорания, т.к. они имеют, по меньшей мере, один общий симптом – истощение.

Личностные переменные и удовлетворенность работой

Несмотря на важность окружающей среды на уровень счастья или несчастья на работе влияют индивидуальные характеристики работника: черты личности, демографические характеристики. Кроме индивидуальных черт работника влияет то как люди переживают конкретные ситуации.

Такие личностные черты, как невротизм, экстраверсия и добросовестность существенно связана со многими показателями счастья, включая удовлетворенность работой; также есть связь благополучия с возрастом и полом. В отношении краткосрочных влияний счастье отчасти является функцией нескольких сравнительных суждений, касающихся того, где человек находится, и где он мог бы быть вместо этого, как может развиваться будущее, оценка самоэффективности, новизна ситуации и личная значимость ситуации.

Что влияет на психологическое благополучие человека на работе и как результат на возникновение рабочего стресса и эмоционального выгорания?

Питер Ворр предложил 12 характеристик рабочей среды влияющих на психологическое благополучие человека.

Его модель получила название “Витаминная модель”. Причем тут витамины? Ворр объясняет это так: “Недостаток витаминов в организме приводит к ухудшению здоровья (авитаминозу), но после достижения необходимого уровня (“рекомендуемая суточная доза”) нет никакой выгоды от дополнительного количества витаминов. Подобно этому, отсутствие каких-то характеристик рабочей среды приводит к определенным формам несчастья, но с достижением определенного уровня не приводит к увеличению счастья. Кроме того, некоторые витамины становятся вредными в очень больших количествах, и отрицательно влияют на здоровье после достижения оптимального уровня”.

Эта связь может иметь место также для некоторых аспектов окружающей среды, особенно для тех форм счастья, которые в меньшей степени зависят от контекста.

Первая группа витаминов A и D с 1 по 6 (“additional decrement”) после превышения необходимой суточной дозы оказывает негативный эффект. А вторая группа витаминов C и Econstant effect») с 7 по 12 после определенного уровня не оказывает дополнительного эффекта на здоровье.

Действие витаминов показано на рисунке ниже.(Warr, 2013)

Всего в модели 6 характеристик рабочей среды (с 1 по 6)  передозировка которых приводит к интоксикации и 6 характеристик, передозировка которых не ведет к ухудшению.

1. Возможность лично контролировать действия или события и принимать решения.

2. Возможность использовать имеющиеся у работника навыки и приобретать новые.

3. Внешние цели: определенность рабочих задач, недозагрузка и перегрузка работника

4. Разнообразие. Разнообразные рабочие задания, возможность менять рабочее место.

5. Ясность среды. Ролевая определенность, предсказуемость среды, обратная связь, четкие должностные обязанности.

6. Межличностные контакты. Разнообразие социальных контактов, качество взаимоотношений, командная работа.

7. Деньги. Уровень зарплаты.

8. Физическая безопасность. Качество рабочей среды, оборудование.

9. Социальное положение. Социальная значимость работы, социальный статус.

10.Поддерживающий контроль.Внимание руководителя, справедливое обращение, забота о благополучии. 

11. Карьера. Возможность продвижения, безопасность работы.

12. Справедливость. Организация справедлива ко всем работникам, имеет хорошую репутацию.

Источники стресса и эмоционального выгорания среди ИТ-специалистов

  1. Режим труда (повышенная трудовая нагрузка). Работа в условиях непредсказуемой продолжительности рабочего дня воспринимается российскими программистами в качестве обычной практики, а уровень стресса, который сопровождает переработки, признается вариантом нормы, к которой следует адаптироваться. (Козина И. М. , Серёжкина Е. В., 2013)

  2. Ролевая неопределенность относится к объему рабочих обязанностей чрезмерно маленькому для новичков и большому для опытных сотрудников. Это приводит к ролевой перегрузке или наоборот ролевой недозагрузки. Jung E.,2013

  3. Степень автономии на рабочем месте подразумевает возможности участия в принятии решений и влияния на содержание и результат своей работы. Внешняя видимость атмосферы свободы и творчества контрастирует с четкой регламентацией рабочих процессов, однотипным характером задач, которые ставятся перед разработчиками, и строгим надзором за их выполнением. Что приводит к рутинизации рабочих операций и вносит свой вклад в ролевую недозагрузку (недоиспользования навыков и способностей). (Козина И. М. , Серёжкина Е. В., 2013)

  4. Ролевой конфликт относится к необходимости подчиняться более чем одному руководителю. Это касается приоритета в выполнении рабочих задач, отсутствии единоначалия. (Maudgalya T., et.al, 2006,

  5. Нестабильность рабочего места. Российские программисты воспринимают риск потери работы как неизбежный стрессор присущий рынку труда в целом. . (Козина И. М. , Серёжкина Е. В., 2013)

  6. Отсутствие признания результатов труда Восприятие ценности собственного труда снижается, работник лишается одного из основных мотивирующих факторов, что играет важную роль в формировании стресса. (Козина И. М. , Серёжкина Е. В., 2013)


 

Источники стресса у педагогов:

1. Высокие эмоциональные перегрузки педагогов,

2.Необходимость работать с большими объемами информации и быстро переключаться с одной деятельности на другую,

3. Проблемное поведение учеников и отсутствие способов воздействия на это поведение.

4. Низкие зарплаты, невысокий социальный статус профессии учителя и постоянные реформы.

5. Негативное восприятие пространства школьного образования оказывает влияние не только на педагогов с опытом, но и на молодых учителей.

6. Смешанность ролей. Ролевой конфликт.

Что делать для снижения стресса и эмоционального выгорания?

Все вмешательства для профилактики стресса и выгорания можно разделить на две группы:

  1. Вмешательства на уровне организации.

Речь здесь идет, по сути, об организационном консультировании. И работа может состоять в уточнении служебных функций, изменении организационной структуры, разработке системы мотивации, разрешении конфликтов в организации и т.д.

  1. Вмешательства на индивидуальном уровне.

Эта группа вмешательств состоит в работе с индивидуальными реакциями на стресс. Работа здесь может состоять в обучении методам саморегуляции, управлении временем, индивидуальном психологическом консультировании.


 

Литература

  1. Козина И. М. , Серёжкина Е. В. Производственные факторы стресса в работе российских и французских IT-специалистов // Социологические исследования 2019. Номер 5 C. 26-35 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/socis/s013216250004950-8-1 (дата обращения: 28.11.2019). DOI: 10.31857/S013216250004950-8 

  2. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов/ Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – Москва: МОТ, 2016.

  3. Тихомиров, A.A. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-транзакционная концепция лидерства / A.A. Тихомиров, УД. Спэнглер // Российский журнал менеджмента. — Т. 3. — 2005 - № 2. — С. 71 - 98.

  4. Boniwell, I., David, S., Ayers, A., & Warr, P. (2013-01-01). Jobs and Job-holders: Two Sources of Happiness and Unhappiness. In Oxford Handbook of Happiness. : Oxford University Press. Retrieved 2 Dec. 2019, from https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199557257.001.0001/oxfordhb-9780199557257-e-054.

  5. Cook S., 2015. Job Burnout Of Information Technology Workers. International Journal of Business, Humanities and Technology 5, 3 (2015), 1–12.

  6. Eunju J. (2013). Work Stress and Burnout: The Mediating Role of Mood Regulation Among Information Technology Professionals. Journal of Workplace Behavioral Health. 28. 94-106. 10.1080/15555240.2013.779502.

  7. Hetland H., Mjeldheim G.,Backer Johnsen S., Backer Johnsen T., 2007 Burnout in the information technology sector: Does leadership matter?,
    European Journal of Work and Organizational Psychology, 16:1, 58-75, DOI:
    10.1080/13594320601084558
     

  8. Maslach, C., Leiter, M. P. (2016), Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry, 15: 103–111. doi:10.1002/wps.20311

  9. Tushyati Maudgalya, Scott Wallace, Nancy Daraiseh & Sam Salem (2006) Workplace stress factors and ‘burnout’ among information technology professionals: a systematic review, Theoretical Issues in Ergonomics Science, 7:3, 285-297, DOI:  10.1080/14639220500090638

  10. Schaufeli, Wilmar. (2017). Burnout: A Short Socio-Cultural History. 10.1007/978-3-319-52887-8_5.

  11. Schaufeli, Wilmar & Leiter, Michael & Maslach, Christina. (2009). Burnout: 35 Years of research and practice. Career Development International. 14. 10.1108/13620430910966406.

  12. Hakanen, Jari & Schaufeli, Wilmar. (2012). Do burnout and work engagement predict depressive symptoms and life satisfaction? A three-wave seven-year prospective study. Journal of affective disorders. 141. 415-24. 10.1016/j.jad.2012.02.043.

Напишите мне!

Если у вас есть вопросы или нужна консультация - заполните форму, и я свяжусь с вами

Отправляя запрос, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями использования

 
Нужна помощь психолога? Звоните! +7 929 553-45-47