Что такое наблюдение в работе психолога? С одной стороны это очень простой метод, а с другой очень сложный, как и все простые вещи.
Со знакомства с наблюдением начинается обучение психологов. Но как показывает опыт, наблюдать в итоге умеют очень немногие практикующие коллеги.
Почему я люблю наблюдение? Во-первых, это возможность увидеть людей в их естественной деятельности, чего лишены в большинстве своем стандартизованные тесты-опросники, во-вторых, это серьезная экономия времени, при наблюдении за группой людей вы моментально увидите того, чье поведение как-то отличается от поведения большинства группы, в-третьих, это прекрасный способ познания другого человека.
Уметь наблюдать важно не только психологам, но и обычным людям, чья деятельность не связана с психологией, как профессией.
Умение наблюдать позволяет узнать настроение другого человека, узнать его привычки, дает возможность «читать мысли» другого, позволяет узнать об отношении к нам другого человека, наконец, позволяет узнать врет вам собеседник или говорит правду.
В практической деятельности, на основе наблюдения можно составить портрет другого человека. Во время консультации наблюдение позволяет оценить, в том ли направлении мы движемся с клиентом, удалось ли нам построить альянс с клиентом. При работе с аудиториями наблюдение важно для оценки реакции слушателей на наши слова.
Следующий вопрос как вести наблюдение.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие поведения другого человека. Особенности психической жизни проявляются в поведении.
Восприятие бывает зрительным и слуховым. Наблюдать можно за всем, что мы воспринимаем.
Самое важное – это цель наблюдения, т.е. какой результат мы хотим получить. Цель же определяет, на какие проявления поведения мы будем обращать внимание и фиксировать в первую очередь. Мы можем наблюдать в общем за поведением, за реакциями человека или группы людей на какие-либо воздействия. Можем наблюдать только за какими-то отдельными проявлениями поведения, например, словесными воздействия учителя на уроке или особенностями трудовых действий работника.
Чтобы наблюдение имело смысл необходимо фиксировать результаты.Если результаты фиксируются в например в блокноте, без использования специальных форм-протоколов, то наблюдение будет неформализованным. Если используются специальные формы для фиксации наблюдаемого поведения, например, протоколы в прикладном анализе поведения, то наблюдение будет формализованным.
На что следует обращать внимание и специалистам и не-специалистам:
1. Речь: какие слова и речевые обороты чаще всего использует наблюдаемый человек, скорость.
2. Голос: высота, громкость, интонация
3. Совпадает ли что нам говорят, с тем как нам говорят.
4. Поза: свободная или зажатая, направление корпуса к нам или в сторону.
5. Жесты: скорость, обилие или наоборот скупость .
6. Мимика: брови, изгиб губ, лоб, нос
7. Взгляд: направление взгляда, бегают глаза или нет, сфокусированность.
8. Дыхание: глубокое или поверхностное.
9. Одежда.
Чтобы составить портрет другого необходимо наблюдать за человеком в разных ситуациях и не спешить с выводами. Иногда скованная поза говорит не о замкнутости, а том, что другому может быть холодно.
Как развить наблюдательность. Наблюдайте за отдельными внешними проявлениями эмоций у своих близких, друзей у тех, с кем вы часто взаимодействуете.
Наблюдайте за людьми в общественных местах: транспорте, кино, на работе, на выставках. Выставки, на мой вкус, идеальное место для развития наблюдательности. Во-первых, вы приобщаетесь к искусству, а, во-вторых, развиваете искусство в себе. В выставочных залах много открытых пространств и поведение людей как на ладони. Часто на такие мероприятия люди ходят парами. Вот тут можно узнать много интересного о межличностных отношениях в паре: как долго вместе, кто на что рассчитывает, интересен ли партнер.
Хотите научиться наблюдать, наблюдайте.