Этические установки российских психологов-консультантов

Читаю исследование этических установок российских психологов консультантов в журнале «Консультативная психология и психотерапия» (Гаранян Н.Г., Захарова Ю.В., Сорокова М.Г. Этические установки российских психологов-консультантов: область разногласий и потенциальных конфликтов // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 1. С. 87–112. doi:10.17759/cpp.2020280106)

«В анонимном онлайн опросе приняли участие 217 психологов-консультантов и психотерапевтов Психотерапевтические направления были представлены следующим образом: в психодинамическом подходе практикуют 35 респондентов (16,1%); в КБТ — 57 (26,3%); в системной семейной психотерапии — 54 (24,9%); в экспириентальном подходе (клиент-центрированной терапии, психодраме, гештальт-терапии) — 71 (32,7%).

Анализ профессиональной подготовки респондентов показал, что 46 респондентов практикуют в сфере психологического консультирования и психотерапии, не имея профильного (психологического или медицинского) высшего образования (21,2%). Так, 28 консультантов (12,9%) получили высшее образование в сфере гуманитарных (филология, философия, юриспруденция, педагогика) или технических наук. 18 респондентов (8,3%) осуществляют психологическое консультирование, не имея какого-либо высшего образования и пройдя курсы профессиональной переподготовки по психологии (8,3%). Высшее психологическое образование имеют 145 респондентов (66,8%); высшее медицинское образование имеют 27 респондентов (12,4%).»

Радует, что большинство специалистов имеют базовое психологическое образование.

«На вопрос о послевузовской профессиональной подготовке 87 опрошенных психологов-консультантов (40,1%) сообщили, что не проходили профессиональной послевузовской подготовки в каком-либо из направлений психотерапии. Количество таких ре-спондентов, практикующих в разных подходах, варьирует от 31,5 до 49,1%. Максимальное число лиц, практикующих без специального послевузовского обучения, зафиксировано среди психологов-консультантов, отождествляющих себя с когнитивно-бихевиоральным подходом (почти половина опрошенных — 49,1%). В целом, по данным пилотажного исследования, послевузовскую профессиональную подготовку в каком-либо направлении психотерапии прошли менее половины опрошенных. Самый высокий показатель такого рода за-фиксирован среди консультантов, практикующих в системном семейном подходе (42,6%).»

О чем это говорит? О том, что даже для психологов дополнительное образование довольно дорого. Даже допобразование для работников образования и социальной защиты сейчас проводится на коммерческой основе.

Теперь к результатам:

«… более половины участников исследования не придерживаются этических убеждений, которые экспертам представляются бесспорными и затрагивают такие важнейшие аспекты консультирования, как недопустимость двойственных ролей, своевременность завершения работы, необходимость направления к другому специалисту в случае недостаточной компетентности и т. д. При этом значительная часть респондентов (45,6%) придерживаются хотя бы нескольких (от 1 до 9) этически сомнительных убеждений в психологическом консультировании. Были установлены области максимальных разногласий между опрошенными. Так, половина респондентов не согласны с тем, что консультанты должны хорошо осознавать место своих личных ценностей в сложном и многообразном обществе, которое представляет современный мир. … Предметом ожесточенной дискуссии может стать допустимость двойственных отношений с клиентом. Половина опрошенных не согласны с их определением как «всегда неэтичных и открывающих возможности эксплуатации» … Половина опрошенных консультантов не признают необходимость тщательного отбора участников психологических групп и проведения с ними скринингового интервью до начала работы. Участие в группах, сформированных на основе такого подхода, может стать рискованным для уязвимых и остро нуждающихся в безопасной среде клиентов. Несогласие половины опрошенных респондентов вызывает требование практиковать в строгом соответствии с полученным образованием и пройденными тренингами.

Наконец, многие респонденты не принимают рекомендацию этических кодексов о предпочтении неформального урегулирования в ситуации, когда кто-либо из коллег допустил этическое нарушение.»

Последний пункт интересен и находит свое выражение во всех публичных скандалах последнего времени. Не буду их здесь перечислять, кто интересуется темой, наверняка, их видел. Из него же следует представление об этике и этических кодексах, как о карательном инструменте, когда за нарушение публика требует максимально жесткого наказания для психолога. Хотя, напротив, этика — инструмент, который призван регулировать поведение психолога в сложных ситуациях взаимодействия с клиентом и в итоге способствовать достижению клиентом целей работы с психологом. Этика - инструмент помощи, а не наказания.

В целом же все перечисленные результаты: и двойные отношения, и границы компетентности, и образование, и ценности психолога находят свое выражение во всех известных конфликтах.

Напишите мне!

Если у вас есть вопросы или нужна консультация - заполните форму, и я свяжусь с вами

Отправляя запрос, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями использования

 
Нужна помощь психолога? Звоните! +7 929 553-45-47