Когда говорят о буллинге, или травле, часто в фокусе внимания находятся отношения между детьми в школе. При этом, тема травли среди коллег затрагивается в меньшей степени, а ситуация, когда жертвой буллинга является учитель, как правило, вообще остается без внимания. О ситуациях же насилия по отношению к учителям становится известно только из новостей.
Формы буллинга и его распростанненость по отношению к учителям в российских школах изучали исследователи из ВШЭ (Черненко, Ю. А., & Сапрыкина, Д. И. (2018). Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(2), 136-150. извлечено от https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8075 )
В качестве определения буллинга авторы исследования используют определение норвежского психолога Д. Ольвеуса, в соответствии, с которым буллинг «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.»
Сбор основных данных проходил посредством онлайн опроса. Генеральную совокупность составили учителя общеобразовательных организаций. Соотношение учителей по полу – 92% женщин и 8 % мужчин. База данных составила 2800 анкет из 75 регионов РФ. «Молодые учителя, работающие в школе не более 5 лет, составили 13% опрошенных, от 6 до 15 лет – 20%, от 16 до 30 – 47%, и со стажем работы более 30 лет – 20%. Таким образом, мы охватили как молодых учителей, которые только пришли преподавать, так и профессионалов
с большим опытом работы в данной сфере.»
Самые распространённые формы буллинга: «ученики дразнят учителя, придумывают клички и прозвища, игнорируют учителя, обсуждают его личную жизнь, демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов, специально нарушают дисциплину на систематической основе, отказываются выполнять требования
преподавателей. Каждую из перечисленных форм поведения отметили минимум 70% учителей.»
«С угрозами от учеников, сталкивался хотя бы раз в жизни каждый второй учитель. При этом 5,8% отмечают, что это происходило на регулярной основе. Треть опрошенных респондентов имела дело с комментариями интимного характера.» С кибербуллингом, проявляющимся через оскорбительные письма или посты в социальных медиа, сталкивались 42% респондентов.
Из всех социально-демографических характеристик на частоту проявлений буллинга
наибольшее влияние оказывает материальное положение семьи учителя. «Так, у педагога с низким уровнем материального достатка вероятность стать жертвой буллинга в два раза выше, чем у его более обеспеченных коллег.»
Обращаются ли учителя, столкнувшиеся с буллингом за поддержкой к другим людям?
Никому не рассказывают о случаях буллинга 23% опрошенных учителей. Делиться с коллегами предпочитают около 35% учителей, а с членами семьи – 31,3%. С психологом же проблему обсуждали 13% педагогов, «однако неизвестно, с какой целью они обращаются к психологу – обсудить свое состояние или обратить внимание школьного психолога на поведение учеников, которые агрессивно настроены.»
Photo by Christopher Campbell on Unsplash