Существует U-образная связь между продолжительностью рабочего времени и частотой самоубийств. (Коротков П. А., Трубянов А.Б., Загайнова Е. А. Частота самоубийств и продолжительность рабочего времени в России//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. No2. С. 51—64. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.792)
В результате статистического анализа данных Росстата о смертности от внешних причин, включая самоубийство, и бюджете времени населения РФ в региональном разрезе за 2000—2017 гг., авторы пришли к следующим выводам.
«С ростом средней фактической продолжительности рабочей недели частота самоубийств снижается, достигая минимума при некотором оптимальном значении рабочего времени, а затем растет. Впервые установлено, что в России с учетом скрытых социально-экономических факторов (безработица, уровень благосостояния и др.) оптимальное значение средней фактической продолжительности рабочей недели для работающих по найму мужчин и женщин составляет 37,99 часов; для работающих по найму мужчин — 40,55 часов; для работающих по найму женщин — 35,69 часов.» «В остальных — неоптимальных— диапазонах (9—15, 16—20, 21—30, 41—50, более 50 отработанных часов в неделю) с ростом доли занятых мужчин и женщин в возрасте 15 лет и старше частота самоубийств растет.»
«Теоретическая основа данной связи — типический конфликт «работа — остальная жизнь», или «рабочее — внерабочее время». Предметное подтверждение — международный социальный феномен «каро-хисацу» (самоубийство от переработки) и самоубийство от пресыщенности жизнью (негативных переживаний тоски, скуки, разочарования, порождаемых недостатком труда.»
Photo by Ahmed Zayan on Unsplash