В подходе основанном на анализе социальных сетей межличностные отношения рассматриваются как каналы в которых распространяются чувства, установки, мнения. Эти чувства и установки становятся более похожими благодаря межличностным взаимодействиям, которые, таким образом, действуют, как каналы эмоционального заражения. Идея, что у партнеров по взаимодействию развиваются сходные чувства, установки и мнения подтверждается эмпирически. Подход с точки зрения социальных сетей позволяет определить взаимодействия, в которые вовлечен человек.
Существует два типа взаимодействий на работе — инструментальные направленные на достижение рабочих целей, и экспрессивные, которые напрямую не связаны с достижением рабочих целей и часто связаны с интересами и более эмоциональны и выразительны. Сразу же возникает вопрос, в каких взаимодействиях возникает выгорание в инструментальных, экспрессивных или в их комбинации? Кроме этого, имеет значение насколько близкими и доверительными являются отношения между коллегами, насколько они затрагивают область работы и сферу личной жизни.
Межличностные отношения служат каналами распространения эмоционального выгорания. Так заражение эмоциональным истощением и деперсонализацией (цинизмом) происходит при комбинации инструментальных и экспрессивных взаимодействий. Также эмоциональное выгорание сильнее в тесных межличностных отношениях: чем больше коллеги общаются между собой на работе и за ее пределами, чем сильнее между ними связи, тем сильнее между ними происходит «заражение» эмоциональным выгоранием. При этом эмоциональное выгорание оказывает длительное влияние на переживание субъективного благополучия на работе.
Photo by Jed Villejo on Unsplash