Невроз выходного дня - чувство мучительной пустоты, когда отступают повседневные рабочие дела и приходит выходной. Эта пустота и скука заполняется и глушится алкоголем, наркотиками, бесконечным фестивалем, множеством важных увлечений и дел.
Понятие невроз выходного дня было введено Виктором Франклом. Вы не найдете его определения в медицинских классификациях болезни, хотя его проявления связанные с тревогой, перепадами настроение в них, безусловно, есть. Невроз выходного дня связан с тем, что Франкл и другие психологи экзистенциально-гуманистического направления называли «экзистенциальным вакуумом», т.е. потерей смысла жизни, смысла существования.
Потеря смысла жизни, смысловой вакуум стал актуален в Западной Европе, во-первых, в связи с переходом от традиционного общества к индустриальному с его увеличением темпа жизни и впоследствии появлением культа успешности, а, во-вторых, после двух мировых войн. Когда массовые убийства стали индустрией наряду с производством одежды, автомобилей, патронов, ружей. Все это, по словам экзистенциальных психологов, послужило разрушению прежде, казалось бы, незыблемых основ человеческого существования, прежде всего веры в Бога. Если есть Бог, как он мог допустить Освенцим и Хиросиму, Хатынь и Дрезден? А потеряв Веру, человек столкнулся с тем, что больше нет ничего, на что ему можно опереться.
Параллельно с экзистенциальным вакуумом менялось и само общество. Увеличивался темп жизни. Конкуренция, стремление к успеху, обилие информации и информационный стресс тоже не пошли на пользу западному человеку. За прогресс и благосостояние пришлось платить потерей смысла жизни и депрессией.
Важной чертой человека того времени, о которой пишут многие психологи, а это примерно 50-е – 70-е годы стало отчуждение человека от своих чувств, эмоций, утрата собственной телесности, разделение разума и эмоций. Причем разделение не в методическом смысле для изучения, а понимание их как чуждых друг другу элементов. Кроме чувств человек отстранился и от своего труда. Механическая жизнь с девяти утра до шести вечера с переработками.
В своих поисках западный человек открыл для себя восточную философию с ее срединными путями, не-деланием, созерцанием, медитациями, йогой. Казалось бы, вот он путь. Постепенно появились свои пророки, гуру, учителя с многомиллионными тиражами книг по всему миру, курсами, школами. Но никто не сказал, что проповедовать отказ от мирского лучше всего, будучи миллиардером.
Появление интернета, смартфонов позволило выйти культу соревнования и успешности на качественно иной уровень: везде можно прочитать, посмотреть, услышать истории успеха. Записаться на курсы успешного человека, взрастить в себе лидера, хотя если все будут лидерами, кто будет за ними следовать? Группа лидирующих лидеров.
Вместе с этим появилась новая своего рода мода – осознанность. Медитации, работа с телом – гимнастика для человека, замученного в офисе. Очередная попытка соединить «тело» и «душу»
Появилась еще одна напасть: кроме стремления к успешности ты должен быть осознанным. Соревнования по успеху и «просветлению». И саморазвиваться. Для этого тоже появились свои учителя и гуру, старые при этом никуда не делись.
Получается, что стремиться к успеху, успокаивать разум, осозноваться и саморазвиваться необходимо 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Лучший отдых - саморазвитие если не в зале для йоги, то на мастер-классе во время фестиваля уличной еды после активного отдыха.
При этом парадокс игры в «осознанность» заключается в том, что все практики направлены на то, чтобы замученный офисный клерк продолжал делать то же самое, но уже «расслаблено», от избавления от проблем тут речи не идет. Как можно надеяться на другой результат, делая одно и то же?
Самое же печальное, что погоня за смыслом и просветлением – это бег в колесе. Недостижимая морковка. «Лечение» от бессмысленности становится болезнью.
Литература:
- Франкл, Виктор Эмиль. Человек в поисках смысла : [Сборник] : Пер. с англ. и нем. / В. Франкл; Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; Вступ. ст. Д. А. Леонтьева [с. 5-21]. - М. : Прогресс, 1990