Как был открыт феномен «выгорания»
В повседневное научное использование термин «выгорание» ввел Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Он использовал его для описания потери мотивации, эмоционального истощения и снижения вовлеченности в работу среди волонтеров, которые помогали пациентам с наркозависимостью в бесплатной клинике Святого Марка в Нью-Йорке. Немаловажно, что Фрейденбергер имел опыт эмоционального выгорания и интересовался, прежде всего, возможностями предотвращения и борьбы с эмоциональным выгоранием, нежели исследованием его причин.
Одновременно и независимо от Фрейденбергера, Кристина Маслач с коллегами, проводившая исследование в Калифорнии, столкнулись с тем же самым термином «выгорание». Маслач интересовало, каким образом люди, работающие в сфере социальных услуг, справляются с эмоциональным напряжением и возбуждением. Описывая свое состояние, работники, участвующие в интервью говорили об истощении, росте раздражения по отношению к своим клиентам, кризисе профессиональной компетентности как результате эмоциональной неразберихи. Практикующие называли данное психологическое состояние «выгорание». Впоследствии К. Маслач и коллегами был разработан опросник эмоционального выгорания (MBI), который является самым простым и популярным опросником для исследования эмоционального выгорания.
Первоначально феномен эмоционального выгорания фиксировался только в тех сферах профессиональной деятельности, которые были связаны с работой с людьми: медицина, образование, социальная работа, психотерапия и т.д. Это объясняется тем, что основной инструмент для изучения выгорания – опросник Маслач – предназначался изначально для изучения выгорания именно у специалистов области «человек-человек». Однако появление в середине 1990-х общего опросника эмоционального выгорания послужило выходу феномена выгорания за пределы области работы с людьми.
Почему феномен выгорания стал актуален в третьей четверти XX века?
Возникновение феномена выгорания связано с социо-культурным изменениям в американском обществе 60-х годов. Этих изменений, как минимум, три. Во-первых, война с бедностью в США в начале 1960-х годов послужила притоку большого количества идеалистически настроенных молодых людей в сферу социальной работы. Однако по мере того как проходила эта борьба они убеждались в своей неспособности повлиять на причины бедности и на смену их идеалам приходил цинизм, который являлся основным переживанием выгорания.
Во-вторых, начиная с 1950-х годов, сфера социальной помощи стала стремительно профессионализироваться. Так, маленькие центры социальной помощи, работа, в которых считалась призванием, превратились в большие современные организации с формализованными рабочими процессами. В результате этого произошло столкновение прагматичных организационных ценностей с личными и профессиональными ценностями сотрудников.
В–третьих, культурная революция 60-х серьезно пошатнула прежде незыблемый авторитет таких профессий, как учитель, врач, полицейский, социальный работник. Теперь их авторитет не воспринимался как данность и все более и более требовательные получатели их услуг требовали больше, чем в прошлом. Они требовали больше внимания, эмпатии, заботы. Таким образом, постепенно нарастало расхождение между тем, что давали профессионалы и тем, что они получали взамен в виде благодарности и признания. Короче говоря, любовь была невзаимной.
Помимо этих факторов характерных для сферы социальных услуг, существуют более общие социально-культурные причины. После второй мировой войны такие традиционные социальные институты как церковь, семья, община утратили свое прежнее влияние. Прежде неизменные социальные институты стали более гибкими, менее предсказуемыми, всё это спровоцировало рост индивидуализма.
Одновременно с этим, развивается нарциссическая культура, которая порождает эгоцентричных, вечно неудовлетворенных, манипулятивных индивидов, требующих немедленного удовлетворения своих желаний. Это сочетание индивидуализма и «нарциссизма» явилось идеальным рецептом выгорания. Первое порождает стресс и фрустрацию, второе подрывает возможности людей для преодоления трудностей.
Источник
- Schaufeli, Wilmar. (2017). Burnout: A Short Socio-Cultural History. 10.1007/978-3-319-52887-8_5.
- Schaufeli, Wilmar & Leiter, Michael & Maslach, Christina. (2009). Burnout: 35 Years of research and practice. Career Development International. 14. 10.1108/13620430910966406.