- Ребенок не организован. Скажите, как заставить ребенка делать уроки без истерик и скандалов. Не могу заставить ребенка собирать портфель с вечера. - говорит мне мама 13-ти летнего подростка.
Через два часа тоже самое мне говорит мама 8-ми летнего ребенка.
Что здесь общего.
Во-первых, вопрос, который привел двух мам ко мне на консультацию: ребенок не хочет что-то делать. Ребенок не организован.
Во-вторых, стремление заставить ребенка делать.
В-третьих, одинаковые способы добиться выполнения необходимых действий.
Что обычно делают родители.
- Отбираем телефон. Даем поиграть, только когда сделаем уроки. Хватает на 2 дня.
- Стоим над ребенком. Но у меня тоже дела свои есть..
- Когда кричим, тогда что-то меняется. Но на следующий день тоже самое.
- А что делать? Собираем в школу сами. Напоминаем постоянно.
Почему не получается «заставить».
В случае с первоклассником, как правило, ребенок не может организовать свою деятельность без помощи взрослого. У ребенка нет для этого сил и средств. Особенно если, кроме школы ребенок ходит в 5 кружков развития всего на свете.
В случае с подростком, школа, как место получения знаний, уже не так интересна, как была раньше, он считает себя взрослым. «Я не ребенок.» - говорит он.
Конечно, у мистического «ребенка маминой подруги» все по-другому.
Родители пытаются заставить захотеть делать, что-то. Задайте себе вопрос: можно ли вас заставить хотеть? Когда ответите, спросите себя, почему вы заставляете хотеть другого и это приводит к другим результатам?
Что делать.
Рецепта не существует. Но раз за разом родители делают одно удивительное открытие: разговаривать. Не орать, не поощрять твердым пряником, а разговаривать.
И, наконец, решите, что вам важно: чтобы ребенок делал что-то или хотел это что-то делать?