Часто начинающие и даже опытные психологи думают с чего начать и как подойти к разработке тренинга, группового занятия.
Ниже представлен мой опыт составления программ тренингов. На написание статьи меня подтолкнуло общение с коллегами и собственные размышления при составлении программ групповой работы. Всё сказанное здесь результат моего опыта, прочитанной литературы и обучения. Ссылок на литературу не привожу, т.к. уже не помню откуда что появилось.
Дадим определение тренинга. Тренинг - активная форма обучения социальным, профессиональным навыкам и умениям, навыкам обращения со своим внутренним миром. Например, социальные умения - тренинг ассертивности; профессиональные навыки - тренинг продаж; обращение со своим внутренним миром - тренинг эмоциональной саморегуляции.
Один из основных элементов построения тренинга и психологической работы вообще - это понятное и простое формулирование цели. Желательно, чтобы цель описывала желаемое поведение участников.При этом, если цель может быть сформулирована в общем виде, то описание задач необходимо сделать более конкретным по сравнению с целью и включить туда поведение, умение и чувства.
Известно, что любое тренинговое занятие состоит из разминки, основной части и завершения. Эти части присутствуют в любом тренинге независимо от длительности, а это может быть и двухдневный тренинг, где каждая часть длится 8-9 часов, а может быть и месячная программа, где сессия длится три часа. Если на сессии затрагиваются несколько тем, то каждую из них может начинаться с небольшого разогревающего упражнения, чтобы участники могли немного отдохнуть и сменить деятельность. При необходимости в разогрев можно включать шеринг - обмен чувствами участников группы. Часто шеринг присутствует при завершении работы группы и после упражнения.
Основная часть тренинга посвящена непосредственной отработке заявленных в теме тренинга умений и навыков. Чтобы тренинг был интересным и эффективным в его основе должна лежать хорошая теоретическая база, в противном случае, сам тренинг превращается в набор разогревающих упражнений, а это уже напоминает работу массовика-затейника. Например, тренинг посвященный развитию коммуникативных умений может быть построен на основе трех сторон общения: интерактивной, коммуникативной, перцептивной. А это значит, что участники будут заниматься отработкой навыков приема и передачи информации, отработкой навыков построения межличностного контакта, узнают о механизмах межличностного восприятия. Следовательно, для тренинга построенного таким образом будут подбираться упражнения и техники, которые позволят эффективно отработать навыки и умения заявленные в теме тренинга.
Завершающая часть тренинга состоит в подведении итогов тренингового дня или целого тренинга. Она может включать в себя обмен эмоциями участников. Обсуждение того, чему научились участники, как это поможет им решать их жизненные задачи, что было полезным, а что может быть показалось лишним или бесполезным и т.д. Часто завершение группы один из самых эмоционально насыщенных моментов, т.к. во время него участники делятся пожеланиями друг другу, создают групповой рисунок или коллаж.
При подборе упражнений для тренинга следует учитывать возраст участников. Необходимо, чтобы предлагаемые ситуации для ролевых игр если они подразумеваются были понятны для аудитории. Для подростков и для взрослых людей они будут абсолютно разными.
Также важным моментом являются организационные условия для проведения тренинга - помещение, необходимые материалы, длительность тренинга, количество участников. От временных рамок тренинга зависит длительность отдельных упражнений и сама динамика работы группы (не путать с групповой динамикой). Желательно чередовать активные упражнения со спокойными. Также вряд ли имеет смысл проводить упражнение рассчитанное на два часа в группе, которая будет работать три часа, хотя всё зависит от целей, которые преследует ведущий.
Мы кратко рассмотрели основные моменты, которые необходимо учитывать при создании программы тренинга, а именно: особенности постановки целей и задач: они должны включать в себя три элемента - знания, умения, чувства. особенности структуры тренинга. условие подбора упражнений для основного содержания тренинга - хорошая теоретическая проработка темы тренинга. особенности организационных моментов: время, возраст участников, доступность содержания упражнений.
Надеюсь идеи статьи помогут начинающим и практикующим психологам в их работе.